6 мая 2012г Bombardier Club Москва собрал любителей активного отдыха в селе Урыв-Покровка Воронежской области, растянувшемся в низине холмов с любопытными сурками-байбаками, на безопасной близости от разливающейся в половодье на 1,5-2км реки Дон. Все участники разместились в центре семейного отдыха Лукодонье с атмосферой настоящей деревенской жизни и настоящей экологически чистой деревенской пищей - домашними пельменями, борщём, вкуснейшим козьим молоком утреннего подоя, сметаной и маслом домашнего производства, белым как молоко домашним квасом, блинами с вареньем и прочими деревенскими вкусностями.
Всего собралось 17 участников на 5 квадроциклах Can-Am Outlander, 2 Can-Am Commander и одном кроссовом мотоцикле BMW G450. Ну что же, интересно будет сравнить возможности квадроциклов и кроссача.
Приехавшие не затемно участники выехали в сторону Дона на разведку местности и поиска пляжа для капания. Но совсем недавно спавшая после разлива вода, оставила за собой грязные топкие берега и купание в быстрых вода Дона оказалось проблематичным. Вернувшись поужинали и истопили баньку.
Утром 7 мая выдвинулись в заповедник Дивногорье. Поездка обещала быть не сложной и без элементов жёсткого бездорожья. Путь наш пролегал через поля, косогоры и овраги, небольшие меловые горы и небольшой лесной массив.
Редкими местами на полях ещё были остатки воды после разлива Дона, но они не представляли никакой проблемы для проезда на квадроциклах и кроссаче, за исключением одного небольшого участка. Быть может мы и не заметили там бездорожья, так, большая лужа в поле. Единственным моментом было то, что в луже были колеи, которые нам нужно было преодолеть по диагонали. Для квадриков и командеров это не составило ровным счётом никакой проблемы, а вот кроссовый мотоцикл не смог бы преодолеть не видимые в глубокой луже колеи и ему мы нашли, как казалось, приемлемый вариант чуть в сторонке. Это была пашня, уже поросшая травой, кочки были подсушены и на них можно было стоять не проваливаясь, между кочками были лужицы. Кроссач двинулся в поле, но метров через 30 стал терять ход и ещё метров через 20 зарылся и потерял способность к движению. Через пару мгновений на подмогу подъехало несколько квадроциклов и командер. Половина из них встала рядом, остальные двигались с трудом пробивая дорогу. Эвакуация всей застрявшей техники заняла у нас около часа. Относительно чистые участники поездки и техника приобрели настоящий внедорожный вид.
Через некоторое время мы пересекали речку и смогли немного привести себя в порядок, немного отмыв грязь с распахонного поля.
Добравшись до музея-заповедника Дивногорье мы расположились в кафе на обед, и подкрепившись отправились на экскурсию.
Заповедник Дивногорье расположен на 60-метровом холме Средне-Русской возвышенности. С геологической точки зрения заповедник представляет собой меловые отложения на поверхности земли. Слой мела составляет 80 метров в глубину. Название Дивногорье местность получила за меловые столбы, именуемые встарь "дивами" (от диво - чудо) .
В Дивногорье есть меловые пещеры, вырытые монахами. В пещере есть храм в котором молились монахи и кельи для жилья. Температура в пещерах не зависимо от времени года постоянная +10С. Вокруг храма вырыт 99 метровый проход для крестного хода.
Современный храм внутри пещеры воздвигли русские монахи в середине XVII века, когда на данном столбе была обретена икона Божией Матери, именуемая Сицилийскою. В советское время пещера находилась в запустении и её даже хотели взорвать, но в защиту встали местные бабушки и отстояли храм. Затем за его реставрацию взялись сотрудники местного краеведческого музея. Теперь пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери входит в состав Дивногорского музея.
После осмотра пещерного храма, мы поднялись к месту, где раньше стояла хазарская Маяцкая крепость, воздвигнутая из меловых плит.
Обратно ехали тем же маршрутом, но уже без приключений в раскисшей пашне, в общей сложности преодолев около 95км.
По прибытии нас ждал ужин, и, для желающих, была растоплена баня.
На следующий день у нас была запланирована экскурсия в археологический музей Костенки.
Позавтракав и покормив местных комаров, мы выдвинулись в путь. Сегодня он пролегал не вниз по течению Дона, как вчера, а вверх.
Двигались по грунтовкам полей и иногда по деревням. Местные жители сразу же бросали все свои дела и разглядывали невиданную ранее колонну на диковинной технике.
По дороге остановились на холме с красивым видом на Дон и атомную станцию в Нововоронеже, далее посмотрели меловой срез, желающие взяли на память камень из мела.
В одной из деревень остановились на ремонт спустившего колеса, местные жители сразу предложили нам свою помощь, но для ремонты шины у нас было с собой всё необходимое.
Пока чинились, по сарафанному деревенскому радио прошёл слух о колонне и к нам периодически подходили люди посмотреть и пообщаться.
Добравшись до музея Костенки нам пришлось немного подождать начало экскурсии.
Музей Костенки является крупнейшим в Европе по своим масштабам историко-археологическим памятником эпохи палеолита. Он построен прямо на месте найденной в 1950-х годах стоянки древних людей каменного века, которые из собранных костей мамонтов организовали на этом месте посёлок. В 1979г. в Костёнках был открыт музей, построенный прямо на месте раскопок одной из стоянок, возрастом около 20 000 лет. Под крышей музея было законсервированно древнее жилище выстроенное из костей примерно 40 мамонтов и окружённое пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.
Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита - людей современного типа. Здесь на территории 10 квадратных километров открыто свыше 60 стоянок датируемых от 45 000 до 15 000 лет назад. В связи с огромной площадью заселения, исследователи ищут аргументы в пользу признания Костёнок одним из древнейших городов на планете. Здесь же найдены многочисленные произведения искусства, в том числе всемирно известные женские статуэтки - так называемые "палеотические венеры".
После посещения музея, мы отправились искать место для пикника-обеда, заранее взятого с собой в Лукодонье. Пикник был устроен на берегу Дона.
После мы поехали в обратный путь и свернули на живописные холмы, расположенные на правом берегу Дона. Виды отсюда открывались потрясающие!
По возвращении за ужином мы обменялись впечатлениями о поездке.
Хочу поблагодарить всех участников за очень тёплую и интересную компанию!
Буду рад видеть всех снова на следующих мероприятиях!
Станислав Рысев,
руководитель Bombardier Club Москва.
8-926-590-02-72