История квадроциклостроения, сокращенно.

25 Февраля 2020

В этой статье мы не будем углубляться в историю, когда пытливые изобретатели создавали четырехколесные агрегаты с ножным приводом, это конечно интересно, но времена нынче не те, на педалях далеко не уедешь.

Итак, по сути, прародителем квадроциклов стал Ford Quadricycle, созданный 4 июня 1896 года небезызвестным Генри Фордом.

pics2.9.jpg

Четырехколесная повозка с двухцилиндровым двигателем мощностью 2 лошадиные силы могла самостоятельно передвигаться… Но это опять не про нас, с современным квадроциклом общего не много.

Первым по настоящему актуальным по сути и назначению стал ТРИЦИКЛ, да, не квадроцикл.

pics2.81.jpg

На фоне нефтяного кризиса 70-х годов интерес к небольшим экономичным проходимым транспортным средствам обострился, инженеры принялись экспериментировать с объединением лучших свойств автомобилей и мотоциклов, и истиным детищем того времени явился бензиновый трицикл, трехколесный вездеход-амфибия.

Колыбелью его вполне предсказуемо оказалась маленькая Япония, где каждый клочок земли в труднодоступных скалистых горах требовалось осваивать, и желательно не на своих двоих. А папой технологической новинки с легкой руки американского правительства, заказавшего разработку «чего-нибудь эдакого», стал гениальный Осама Такеучи (Osamu Takeuchi) из компании Honda в 1970 году.

Трехколесный вездеход стал компромиссом между шестиколесным вездеходом и двухколесным мотоциклом. Первый показался слишком тяжелым и требовал мощного двигателя, а второй чересчур легко терял равновесие и ездоков на японских косогорах.

Первый созданный Такеучи трицикл был оснащен одноцилиндровым четырехтактным двигателем в 70 кубиков от мотоцикла Honda ST70. Мотоциклетная треугольная рама и два ведущих задних колеса показали себя хорошо, более важной проблемой стал поиск колес, подходящих для передвижения по глине и снегу. Такеучи перебрал кучу вариантов, включая садовые культиваторы, и обратил свой взор на изначального родственника — американский вездеход амфибию, который беспрепятственно ползал по грязям, снегам и болотам на шести пружинистых высокопрофильных шинах низкого давления.

Муза нашлась. Вдохновленный японец запатентовал свою собственную разработку — 22-дюймовые колеса с давлением всего в 2.2 psi. — украсил их гигантскими грунтозацепами и трицикл не только поехал, но и поплыл по воде, — ведь его удельный вес на таких колесах оказался ниже, чем давление на грунт стопы среднестатистического человека.

Но не было покоя идеалисту Такеучи. Моторчик в 70 кубиков оказался слабым для поставленных задач, а замечательные колеса — склонными к повреждениям и проколам. Вновь подул ветер перемен и вскоре обновленный трицикл предстал перед общественностью, радуя глаз веселенькими яркими расцветками: желтой, голубой, зеленой и красной. Четырехцилиндровый двигатель в 90 кубиков развивал мощность в 7 лошадок, а улучшенные, более прочные колеса приводились в движение цепью и звездочкой (правда, из-за потяжелевших колес трицикл перестал быть «земноводным»). Цена на творение была озвучена в 595 долларов.

Honda запатентовала каждый квадратный дюйм своего изобретения и первый же суд за плагиат против Yamaha Такеучи легко выиграл. Это, впрочем, не особо остудило пыл конкурентов, и в 1980 году Yamaha представила широкой публике Yamaha Tri-Moto (он же YT125) с двухтактным двигателем объемом 123 кубика, а Kawasaki в 1981 году — мотовездеход KLT 200.

pics.166.jpgpics2.104.jpg

Трициклы послужили отличным стартом для понимания потенциала использования компактной внедорожной техники, но имели один серьезный минус – недостаточную устойчивость. При повышении мощности двигателей недостаток устойчивости напрямую влияет на безопасность, и ограничивает использование техники на бездорожье.

В 1984 году Аки Гото (Aki Goto) из компании Suzuki не стал изменять подвеску хондовского трицикла или переделывать подножки, чтобы обойти патенты Такеучи. Он просто добавил на собственное изделие Suzuki ALT125 четвертое колесо и получил Suzuki QuadRunner LT125, положив трехколесного конкурента на лопатки.

pics.167.jpg

Эпоха трехколесных вездеходов на этом практически завершилась, передав эстафету более безопасным и практичным квадроциклам, но это все еще был заднеприводный транспорт, а набирающая популярность техника, которую полюбили охотники, фермеры и туристы, все таки должна была обзавестись полным приводом 4х4!

В 1985 году Honda снова показала нос конкурентам, выпустив первый в мире полноприводный квадроцикл Honda FourTrax TRX350 4x4, с дифференциалом повышенного трения и двигателем с масляным радиатором.

pics.163.jpg

Ответом Yamaha вскоре стал полноприводный Big Bear 350. Он имел 4-х тактный двигатель в 350 кубиков, пониженный и повышенный режимы трансмиссии, задний ход, карданный привод, гидравлические передние тормоза и блокировку переднего моста Torque Control Differential (TCD).


Включился в гонку полноприводников и американский концерн Polaris, выпустив Trail Boss 250 4х4 с автоматической коробкой передач.

Suzuki тоже не могла остаться в стороне и в 1991 году выпустила полноприводный Suzuki KingQuad с 4-х тактным, 1-цилиндровым двигателем в 280 кубиков, независимой подвеску, 5-ступенчатой коробкой передач с режимами High, Low и Super Low, задним ходом и блокировкой дифференциала.

pics.168.jpg

То есть теперь, мы можем смело утверждать, что первый в мире полноприводный квадроцикл сделала компания Honda, далее пошла гонка вооружений.

Незаметно перемещаемся в наши дни, и теряемся в выборе квадроцикла.

Японские производители по-прежнему «делают вещи», но к сожалению сохранение качества без использования прогресса – далеко не лучший сценарий, все японские квадроциклы имеют одноместную компоновку и не лучшую эргономику, комплектация как правило достаточно бедная, никакой лебедки «с завода», никаких шноркелей и выноса радиатора, есть только то, что нужно порядочному фермеру. Для американского рынка, где квадроциклы активно используются в сельском хозяйстве, все еще не плохо, но для России, уже не актуально, в нашей стране квадрики чаще используются для туризма разной степени сложности.

Что нужно для туризма на квадроцикле? Самое основное – это возможность разделить удовольствие от поездки с близким человеком, и в этом нам должно помочь пассажирское сидение, таким образом можно разделить современные квадроциклы на двухместные для туризма, и одноместные, которые тоже отлично выполняют туристические функции, но кайфовать придется одному.

Так как основной наш профиль, это техника BRP, остановимся на ней подробно.

Изобрести полноприводный квадроцикл – достижение достойное глубочайшего уважения, но хороших результатов достигает тот, кто держится «на пике», чувствует потребности рынка и использует новые технологии. Так и компания Bombardier, оценив потенциал рынка и правильно поняв, что хочет потребитель, включилась в «гонку вооружений».

В феврале 1998 года, компания Bombardier Recreational Products входит на рынок мотовездеходов (ATV), представив прототип своего инновационного ATV Bombardier – модели Traxter.

1998_traxter.jpg

Уже в 2002 году BRP ВЫПУСКАЕТ ПЕРВЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ КВАДРОЦИКЛ

6 июня Bombardier Leisure Products открывает новый сегмент рынка, представляя модель Traxter MAX ATV, первый и единственный двухместный ATV.

2002-8.jpeg

2003 год - ДВЕ НОВЫЕ МОДЕЛИ ДВУХМЕСТНЫХ КВАДРОЦИКЛОВ

В мае компания Bombardier Recreational Products представила новые квадроциклы Outlander MAX и Quest MAX ATV в качестве дополнения к линейке двухместных квадроциклов.

 2003-3.jpegBombardier-Outlander-5d7710d0390fe2ef-large.jpg

Нынешнее поколение моделей Outlander известно нам с 2011 года, тем не менее BRP не перестает радовать своих приверженцев постоянными техническими доработками и новыми опциями, за 9 лет истории модели Outlander G2, этот и без того отличный квадроцикл стал поистине совершенным покорителем бездорожья.

F15F2072-F059-4144-A267-E5A5262DB271.JPG

Назад